Как автоматизировать звук Р: эффективные методы и упражнения
Содержание
Особенности автоматизации звука Р
Звук [р] считается одним из самых сложных для произнесения. Нередки случаи, когда на его освоение требуется длительное время. Вторая проблема – социальная: окружающие воспринимают речь человека как ущербную, если у него проблема именно с этим звуком. Другие звуковые дефекты не кажутся такими существенными, если только это не комплексное нарушение.
Наибольшее число психологических проблем из-за произношения развивается именно у людей картавых (особенно у детей). Поэтому такое большое значение после правильной постановки имеет автоматизация звука [р].
Этапы автоматизации звука Р
Автоматизация – это процесс доведения до автоматизма правильного употребления звука, чтобы ребенок перестал на нем спотыкаться, произносил бегло, словно не замечая. Для этого важно наполнить речь малыша разученной фонемой. Но автоматизация звука [р] должна проводиться правильно и поэтапно.
Основные этапы автоматизации звука Р:
- Произнесение изолированного звука
- Отработка в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных)
- Закрепление в словах (в начале, середине, конце)
- Употребление в словосочетаниях
- Использование в предложениях
- Автоматизация в связной речи
Правила автоматизации звука Р
Логопеды советуют родителям придерживаться следующих правил при автоматизации звука Р:
- Начинать закрепление звука в обратных слогах, в медленном темпе, нараспев: а-а-а-р-р-р, о-о-о-р-р-р.
- Если у ребенка проблемы с несколькими фонемами одновременно, то при автоматизации Р нельзя акцентировать внимание малыша и на другом звуке, который он пока произносит неправильно. Малыш должен сначала усвоить артикуляцию одного звука.
- Когда звук находится в середине слова, нужно разбить слово на слоги и произносить отдельно: ко-Рка. Это даст малышу время сосредоточиться и перестроить артикуляцию.
Распространенные ошибки при автоматизации звука Р
Родители часто думают, что главное – поставить ребенку произношение буквы. А уж они потом смогут проследить, чтобы он стал употреблять ее в речи. Это порой приводит к серьезным ошибкам, делающим автоматизацию процессом долгим и не слишком результативным.
Основные ошибки, которых следует избегать:
- Начинать закрепление фонемы в словах или предложениях, пока она недостаточно четко отработана изолированно.
- Не выполнять артикуляционную гимнастику перед занятиями по автоматизации.
- Отрабатывать одновременно звуки, которые малыш путает в речи (например, [р] и [л]).
- Начинать отработку звука со сложных слов, скороговорок, пропустив этапы со слогами, словами, словосочетаниями.
- Не показывать ребенку пример правильной артикуляции.
- Использовать для автоматизации звука один и тот же речевой материал.
- Превращать отработку звука в скучную рутинную обязаловку.
- Проводить занятия эпизодически, нерегулярно.
Игры и упражнения для автоматизации звука Р
В процессе автоматизации используют не только слоговые цепочки или слова со звуком [р], но и разные игровые упражнения, скороговорки, стихи, чистоговорки. Поскольку малышам всегда гораздо интереснее игровой момент, полезно и речевые задания преподносить именно в виде игры.
Примеры игр для автоматизации звука Р:
- Эхо. Позволяет отработать слоги с буквой Р. Проговаривайте слоговые цепочки, слоги в которых сначала начинаются, а затем заканчиваются на Р. Ребенок изображает эхо – повторяет все по несколько раз.
- Расколдуй маму. Скажите ребенку, что злой волшебник отнял у вас возможность выговаривать слог (например, РА-, РЫ-). Чтобы расколдовать вас, малыш должен произносить их сам: узо… (ры), забо…, мунди…, мото…, набо…, ша…, самова…, па…, помидо…
- Четвертый лишний. Назовите 4 слога, один из которых отличается. Задача малыша – повторить цепочку и назвать лишний слог: ра-ро-ра-ра, ры-ры-рэ-ры; дру-дру-дру-тру; утр-атр-атр-атр и т.д.
- Я ласковый. Скажите, что настал час ласковых деток. Все слова они должны произносить ласково: карман – карманчик, верба – вербочка, шарф – шарфик, парта – парточка и т.д.
- Чего нет? Можно отрабатывать как один, так и два звука Р в одном слове. Скажите малышу, что теперь волшебник – он, и может заставлять предметы исчезнуть. Называйте слово, а ребенок должен произнести его в родительном падеже: нет чего? Например, радар – радара, гардероб – гардероба, прорубь – проруби, тараторка – тараторки.
Важность регулярных занятий
Автоматизация не должна проводиться эпизодически. Занятия проводятся ежедневно, и помимо них нужно в повседневной жизни провоцировать ребенка говорить слова или предложения с буквой Р: сначала попроще, затем подбираются все более сложные варианты.
Услышав в речи своего чада неправильно произнесенный звук, не ругайте его, не акцентируйте: нет, это неправильно! Лучше поддержите, скажите: «Давай вместе скажем», и покажите снова правильную артикуляцию.
Заключение
Зачастую выговорить [р] малыш не может просто потому, что не понимает, как его получить. Тогда скорректировать произношение и закрепить его в речи бывает достаточно просто. В более сложных случаях это может занять довольно длительный срок, на протяжении которого родители должны оставаться верными друзьями и помощниками своего чада. Только так можно добиться хорошего результата.
При регулярных занятиях и правильном подходе автоматизация звука Р обычно занимает от нескольких недель до 2-3 месяцев. Главное – запастись терпением, сделать процесс интересным для ребенка и не забывать хвалить его за успехи.