Размер кухни в хрущевке кирпичной: 10 советов которые работают на 100%
Содержание
Какой размер кухни в хрущевке в метрах?
Каждая четвертая хозяйка в странах бывшего СССР живет в хрущевке и сетует на крохотный размер кухни. Почему же эта комната была спроектирована именно такой? Давайте найдем ответ на этот вопрос. А также узнаем, какой размер кухни в хрущевке в метрах и какие есть способы сделать ее уютной и практичной.
Подобное название в народе дали советским типовым многоэтажным панельным, кирпичным или смешанным зданиям. Они массово возводились на территории всего Союза с конца 50-х и вплоть до 1985 г. Несмотря на массу недостатков, которые приходится расхлебывать и по сей день, именно благодаря им большая часть страны была обеспечена собственным жильем.
Отцом советских хрущевок (названных так из-за из появления в период нахождения у власти Н. Хрущева) является Виталий Павлович Лагутенко. Да-да, вам не показалось, он не однофамилец, а родной дедушка певца Ильи Лагутенко. Именно благодаря ему мы имеем именно такой размер кухни в хрущевке. Кирпичная, панельная или смешанная конструкция — разницы нет, все эти типы строений возводились на основе проекта Лагутенко. Хотя в более поздние времена уже другие строители, инженеры и архитекторы дорабатывали его первоначальный дизайн.
Сегодня жители хрущевок часто критикуют их создателя. Однако же во время их появления они были настоящим промышленным чудом и приятно отличались от сталинок (домов, спроектированных и построенных во времена сами догадайтесь кого). Новые сборные дома не оборудовались лифтами и мусоропроводами и к тому же имели низкие потолки, узкие коридоры, длинные вагоноподобные комнаты, маленькие ванны и кухни. Несмотря на это, в сталинках (речь идет о жилье для рабочих, а не об элитных квартирах) часто могло не быть ванной комнаты вовсе, как и водопровода и газопровода. Помимо этого перекрытия для экономии делались из дерева.
Размер кухни в хрущевке всего на метр отличался от сталинки, если речь шла не о 4-7-комнатных квартирах.
Стоит знать, что многие идеи для своего проекта Лагутенко взял у французских и немецких коллег, которые раньше придумали строить дома из отдельных железобетонных деталей взамен кирпичей. Одним из таких заимствований и был размер кухни. Ведь даже в тяжелые послевоенные времена многие немецкие и французские рабочие (а именно для них строились эти дома) предпочитали питаться в кафе. Это было дешевле и проще, чем тратить деньги на покупку продуктов и время на их готовку, как это делали жители сельской местности. Так что нужды в больших кухнях у них не было. Поэтому такие комнаты и делались с расчетом, что там можно было разместить плиту и стол.
Советским же гражданам роскошь питаться постоянно в кафе была доступна только по праздникам или в кино. А что до системы общепита, эта тема уже обсосана со всех сторон юмористами разных эпох.
Какой размер кухни в хрущевке?
Сколько же метров квадратных нужно было для счастья хозяйке, по мнению советских, да и европейских архитекторов? Как правило, размер кухни в хрущевке в метрах (план — ниже) колебался от 5,1 кв. м до 6,8 кв. м. В то время как в рабочих сталинках он начинался от 7 кв. м.
К примеру, все комнаты такого рода в пятиэтажной серии 1-464 (1960-1967 гг. ) были равны 5,8 кв. м.
Такой же размер был и в 1-434 (1958-1964) у домов, построенных в 1958, 1959 и 1961 гг. В то время как в 1960 г. эта же серия имела чуть большие помещения — 6,2 кв. м. А в 1964 г. — снова 5,7 м.
Согласно плану размеры кухни в хрущевке — 6 кв. м (точнее 6,2) были во всех квартирах серии 1-335, возникшей в 1963-1967 гг.
В 1-434C (1958-1964) снова началась чехарда и метраж мог достигать от 5,2 кв. м до 6,1 кв. м.
Таким образом, разница в размерах в разные годы была очень незначительной. Она варьировалась до 1 кв. м. А месторасположение квартиры на это особо не влияло. Так, размеры угловой кухни в хрущевке были равны метражу аналогичных комнат, расположенных в середине здания.
Некоторые современные квартиры, именуемые по традиции хрущевками, оборудованы кухнями в 7 и более квадратных метров. Однако этот размер не характерен для классических жилищ такого рода.
Особенности планировки кухни
Хотя существует несколько вариантов планировки квартир в таких домах, кухни в них во все года строились по одному принципу. Чтобы доказать это, достаточно рассмотреть любой план кухни в хрущевке. Размер (в метрах) в данном случае не играет роли. И в пяти-, и в шестиметровых комнатах, в зависимости от расположения всего дома, плита ставилась либо справа, либо слева от окна. Делалось это для обеспечения пожаробезопасности. Сквозь окно огонь быстрее можно заметить с улицы и проще тушить.
Рядом с плитой располагалась газовая колонка. До ее появления это место занимали различные печи и т.п. В углу — раковина. Подобное ее размещение было обусловлено близостью к ванной.
Стол предполагалось ставить у другой стены, поэтому возле нее и находились батареи. Он был одновременно и местом для питания, и рабочей поверхностью.
Также на подобной кухне предполагалось размещать шкаф-буфет, где должна была храниться посуда и что-то из еды. Более ничего здесь не предусматривалось.
Именно такой планировкой и обусловлен столь непрактичный размер кухни в хрущевке панельной, кирпичной или комбинированной. Стоит отметить, что для своего времени это был невероятный прорыв. Ведь заселялись в такие квартиры обитатели коммуналок с общими санузлами и кухнями, а также выходцы из деревень. И тем, и другим удобства в доме, водопровод, центральное отопление и электрика были в новинку.
Неотъемлемые детали кухни в хрущевке
Размер этого помещения — это не единственный неотъемлемый его атрибут. Хотя дизайн Лагутенко с годами немного видоизменялся, практически все кухни в хрущевках имеют ряд отличительных особенностей:
- Тумбочка-холодильник под окном. В зависимости от года постройки колеблется и ее глубина. Минимальная толщина стены в этом месте — полкирпича. В некоторых случаях холодильник дополнялся сквозным отверстием-отдушиной.
- Окно в санузел под потолком. Несмотря на свой небольшой размер (40 см), его расположение (аккурат напротив уличного окна) позволяло немного освещать ванную, даже без включения там света. Помимо этой цели оно служило для проветривания комнаты. Из-за этого его делали открывающимся.
- Шкаф-антресоль над дверью. Сюда обычно складывались запасы круп, соли и спичек на черный день или консервация на зиму. Фактически антресоль была очень урезанным вариантом кладовки.
- Газовая колонка. В отличие от тумбочки и окна этот атрибут был характерен для более поздних периодов. Колонки устанавливались только в тех домах, которые были газифицированными или не имели горячего водоснабжения. Несмотря на множество неудобств, подобные приборы и сегодня остаются более дешевыми и практичными, нежели электрические водонагреватели. Поэтому с ними не спешат расставаться.
Проблемные приборы
Даже гордые обладательницы кухни в хрущевке с размерами в 6 кв. м, как и менее везучие коллеги с 5 кв. м, все так же сетуют на невозможность размещения там крупных бытовых приборов вроде холодильника. Теоретически его можно поставить, но на практике получается дилемма: либо хранить на кухне холодильник, либо есть здесь. А если поставить и стол, и холодильник, остается очень мало места даже просто для того, чтобы стоять одному человеку, не говоря уже о целой семье.
Беда в том, что когда незабвенный Лагутенко конструировал свои панельные дома, честно «позаимствованные» у европейских коллег, никто и не предполагал, что подобный прибор будет размещаться в таких квартирах. Вместо него были разработаны шкафчики-холодильники под окнами, куда строители более поздних периодов с удовольствием запихали батареи.
Еще один проблемный прибор, который часто ставят сегодня на кухнях, — это стиральная машина. Дело в том, что размеры хрущевских ванных комнат не позволяют разместить эту технику там. А выбивать стену между туалетом и ванной, дабы выиграть несколько метров и таким способом «поселить» сюда «стиралку», не каждый захочет. И как вариант остается кухня.
В последние годы появился еще один объемный прибор, размещение которого на кухне требует особой смекалки, — посудомоечная машинка. Хотя существуют подобные приборы небольшого размера, впихнуть их в вышеупомянутую квадратуру тоже непросто.
Практично или красиво?
Несмотря на крохотный метраж, если подойти с умом, хрущевскую кухню можно сделать удобной и красивой. Однако часто эти оба требования сложно вместить в один проект. Ведь крохотный метраж позволяет либо сделать кухню функциональной, либо стильной. Почему так? Вопрос к моде. Сейчас все стремятся к стильному минимализму, характерному для японских жилищ.
Пытаясь быть в тренде, они забывают, что кухня — это в первую очередь рабочее помещение. А значит, ее функциональность должна быть на первом месте. Поэтому выкидывать из нее большинство шкафчиков, оставляя красивый стол, плиту, микроволновку и крохотный холодильник, может, и модно, но не очень практично. И в этом приходится убедиться после первого же прихода из магазина или попытки что-то приготовить. Внезапно обнаруживается, что купленное/приготовленное не помещается в такой стильный, но малогабаритный холодильник или рабочих поверхностей попросту не хватает.
С другой стороны, если ставить во главу угла только лишь функциональность, часто оказывается, что хотя готовить и хранить еду на кухне в хрущевке удобно, но есть там совершенно не хочется.
Можно ли как-то совместить и практичность, и красоту? Однозначно да, правда для этого придется как следует постараться.
Ниже представлены наиболее популярные варианты, как разместить все желаемое на кухне в хрущевке и сохранить уют.
Кухня-студия
В последние десятилетие это дизайнерское решение набирает все большую популярность. Суть его в том, что дверь в коридор замуровывается и проход становится нишей для холодильника. Одновременно убирается стена или ее часть между кухней и комнатой. Так что гостиная начинает выполнять и роль кухни.
Плюсы:
- Помещается холодильник, стиральная машина, посудомойка.
- Нет необходимости ставить стол на кухне, ведь он переносится в гостиную.
- Удобно совмещать общение с семьей и готовку.
- Не нужен отдельный телевизор на кухню, при правильной планировке из этой комнаты будет виден тот, что находится в гостиной.
Минусы:
- Для объединения обеих комнат придется снести стену и придумать, как переставить то, что опиралось на нее.
- Без двери гостиная и мебель в ней может провонять кухонными ароматами.
- Из-за такого соседства в комнате появится больше мусора.
Совмещение с балконом
Этот совет станет настоящей палочкой-выручалочкой. Однако он не подходит жителям первых этажей, так как в большинстве хрущевок у них нет балконов. Также его реализация проблематична для тех строений, у которых выход на лоджию не с кухни, а из другой комнаты.
В остальных случаях совмещение кухни с балконом позволит решить многие проблемы. Причем есть два варианта дизайна: убрать двери и окно между кухней и балконом или оставить, как есть, переместив туда часть обстановки.
Существуют варианты, при которых на балкон переносится плита и кран. Однако с таким экспериментами нужно быть крайне осторожными.
Плюсы:
- Больше метража, можно разместить все, что нужно.
- Балкон можно превратить в столовую.
- Лучшие освещение комнаты и вентиляция ее.
Минусы:
- Не всем доступен этот способ.
- Если балкон недостаточно утеплен, зимой будет холодно. Так что придется позаботиться об установке дополнительной батареи.
- Белье, сушащееся на балконе, может пахнуть кухней.
Стол-подоконник
В отличие от предыдущих этот способ не добавит лишних метров, но зато позволит более рационально использовать имеющиеся. Суть его в том, что подоконник удлиняется и он превращается в стол-стойку и дополнительную рабочую поверхность.
Плюсы:
- Исчезает надобность выделять место для обеденного стола.
- Появляется дополнительная рабочая поверхность с хорошим естественным освещением.
Минусы:
- Такой подоконник-стол требует дополнительной опоры.
- Нельзя использовать шторы — только тканевые ролеты, жалюзи или короткую тюль.
Зонирование
Этот способ можно является самым доступным для любой кухни в хрущевке. Кроме того, зонирование прекрасно сочетается со всеми вышеперечисленными вариантами.
Суть его — в разделении кухни на рабочую часть и место для отдыха. Как правило, первая зона занимает 3 стены (включая ту, что с окном). Для компактности шкафчики и бытовую технику максимально распределяют по всей поверхности стен, от пола до самого потолка, часто занимая даже пространство над окном, где традиционно размещаются гардины.
Свободная же стена (напротив коридора) оборудуется небольшим столиком. Иногда и полочкой с телевизором.
Плюсы:
- Все помещается.
- Не нужно делать кардинальных перемен в ремонте (долбить стены, менять водопровод, розетки, переваривать батареи).
Минусы:
- На первом месте — функциональность, меньше красоты.
- Остается очень мало пространства. На кухне удобно быть только одному человеку.
Вредные советы, которым не стоит следовать при составлении дизайн-проекта
В завершение рассмотрения темы о размере кухни в хрущевке, а также способах обустройства ее стоит обратить внимание на некоторые дизайнерские решения, которые принесут больше вреда, чем пользы.
Еще на этапе проектирования этих самых пресловутых домов многие идеи, да и само строительство зданий из готовых деталей были заимствованы у коллег из ближнего и дальнего зарубежья (США, Франция, Германия). Как это часто бывает, заимствования делались без учета особенностей советских реалий. К примеру, климат в Германии и Франции ощутимо теплее, чем в большинстве республик СССР. Поэтому обитатели их «хрущевок» с голыми панельными стенами не настолько мерзли зимой, как их советские коллеги.
Даже само появления крохотной кухни в хрущевке (размер которой и сегодня для многих европейцев считается вполне приемлемым) — результат подобного слепого копирования. Поэтому, создавая собственный проект обустройства данной комнаты, следует стараться избежать следования тенденциям.
Какие же из таких советов по обустройству кухни в хрущевке размером 5-6 кв. м стоит отнести к разряду вредных?
- Размещение умывальника у окна. На первый взгляд подобная планировка кажется удачной. Ее приверженцы утверждают, что, моя посуду, хозяйка будет любоваться видом из окна (видимо, на соседние хрущевки). На практике, чтобы перенести умывальник к окну, нужно перестроить всю водопроводную систему на кухне. Из-за этого она будет проходить под окном. А там стена тоньше из-за «хрущевского холодильника». Так что холодной зимой велика вероятность замерзания воды в трубах или просто быстрый их износ.
- Маскировка колонки шкафчиком. Несмотря на то что современная китайская промышленность производит самые разнообразные дизайны подобных аксессуаров, далеко не всем хозяйкам нравится выставлять их на всеобщее обозрение. Посему их часто прячут в навесные шкафы, не учитывая, что подобным образом нарушается циркуляция воздуха в нагревательном элементе прибора. Как следствие — колонка плохо зажигается и быстро гаснет.
- Загромождение батарей. Подобное дизайнерское решение приводит к уменьшению количества тепла, отдаваемого ими. При этом потребление газа/электричества будет на том же уровне.
- Длинные шторы/тюль на кухне — это красиво. Но не просто непрактично, а пожароопасно. Ведь плиты находятся справа или слева от окна, что означает потенциальную возможность возгорания. Благоразумнее будет ограничиться короткими шторами, жалюзи или тканевыми ролетами.
- Отсутствие дверей на кухне. Это практично только тогда, когда на ней только кипятят чайник или разогревают еду. Если же варить супы, борщи, жарить картошку, рыбу или, не дай Бог, топить смалец, вся обстановка провоняет этими ароматами. Так что, если есть желание побаловать себя арками, стоит либо оснастить их задвигающимися дверьми, либо поставить очень-очень мощную вытяжку.
3 примера + советы — INMYROOM
Перепланировка
Ищем место для гостиной на кухне площадью 7 кв. м с неудачной планировкой в старой кирпичной хрущевке
Крошечная однушка площадью всего 28 квадратов в доме серии 1-447 отличается неудачной планировкой. Жилая комната маленькая, и если использовать ее как спальню, кухня превратится в место сбора гостей.
Архитектор Анастасия Киселева постаралась максимально эффективно использовать 7 квадратов, чтобы разместить необходимую бытовую технику, посудомоечную машину, системы хранения и даже диван! Что потребуется для согласования каждого из трех вариантов, рассказала эксперт по перепланировкам Евгения Шульженко.
Анастасия Киселева
АРХИТЕКТОР
Руководитель Студии интерьера «Продизайн». Каждый новый проект для Анастасии – это новые знакомства, вдохновение и интересные открытия
Краткая информация
Несмотря на скромные размеры самой квартиры, кухня площадью 7,33 кв. м не самая маленькая по меркам типовых хрушевок. Но планировка неудачная – выступ при входе «съедает» почти целый квадратный метр. Кроме того, плита на кухне газовая, а потому снести стену и превратить квартиру в студию нельзя.
Вариант 1: с линейным гарнитуром
Самое простое решение – выбрать линейный гарнитур с высокими верхними шкафами для хранения всей необходимой кухонной утвари, посуды и продуктов. В нижнюю часть при этом можно встроить бытовую технику – например, узкую посудомоечную машину шириной 45 см. Варочная поверхность небольшая, всего на две конфорки. При такой планировке можно установить полноценный обеденный стол, за которым с комфортом могут сидеть четыре человека.
Мнение эксперта: согласовать такую перепланировку можно в уведомительном порядке, без проекта, так как замена и перестановка газовой плиты производится на небольшое расстояние с помощью гибкой подводки.
Вариант 2: с угловым гарнитуром
Другое типичное решение – угловой гарнитур. Его главное достоинство – это вместительность. Предусмотрим плиту на 4 конфорки, узкую посудомоечную машину шириной 45 см и достаточную для приготовления пищи рабочую поверхность. Рабочий треугольник правильный, а мест хранения для посуды и продуктов достаточно. В свободном углу установим небольшой круглый стол. Недостаток планировки разве что в том, что она подчеркивает длинный коридор при входе.
Мнение эксперта: в данном случае, с точки зрения жилищной инспекции, перепланировка будет заключаться только в замене и небольшом переносе газовой плиты (в пределах 1 м) с помощью гибкой подводки, что можно узаконить в уведомительном порядке.
Вариант 3: с мойкой у окна
Полностью демонтировать стену между жилой комнатой и кухней нельзя, поскольку плита газовая. Но можно расширить дверной проем в ненесущей стене и установить раздвижную перегородку. Когда она открыта, будет удобно принимать гостей в комнате и за барной стойкой. Последнюю продолжит вместительный угловой гарнитур. У окна разместим мойку и узкую посудомоечную машину. А в нишу на месте существовавшего ранее прохода встроим глубокий шкаф.
Мнение эксперта: эта перепланировка предусматривает перенос дверного проема и перемещение газовой плиты на значительное расстояние. Требуется разработка проектной документации для переварки газовых труб и получение разрешения жилищной инспекции на перепланировку.
На обложке: дизайн-проект Максима Тихонова.
Жизнь в киевской хрущевке: советская архитектура в Украине | Искусство и культура
Киев, Украина – Площадь и простота. Красный кирпич. Пять лестничных пролетов. Нет лифта. Ветки и сухие листья лезут по фасадам, между балконами. Строения тусклые, унылые, унылые, ветхие. Они все выглядят одинаково.
Основная часть жилого фонда украинской столицы относится ко временам советских лидеров Иосифа Сталина, Никиты Хрущева и Леонида Брежнева. Эти многоквартирные дома, состоящие из десятков квартир с кухнями площадью от четырех до шести квадратных метров, тонкими кирпичными стенами, маленькими коридорами и одной-тремя комнатами, известны как хрущевки и сегодня составляют большую часть всего жилья в Киеве: 3055 зданий, в том числе 211 512 квартир.
Мрачные жилые дома воплощают логику и политику Никиты Хрущева и помогли решить жилищный кризис в СССР после Второй мировой войны. Они были созданы с одной целью: как можно быстрее дать крышу над головами как можно большему количеству людей.
В 1950-е годы, помимо начала политики «оттепели» и процесса «десталинизации», Хрущев — для удовлетворения потребностей перенаселенных городов — распорядился ликвидировать все, что считалось «лишним». Он предложил строить дешевое, малоэтажное и временное жилье для людей, которые должны были переселиться в лучшие места, как только будет достигнут «настоящий коммунизм».
Однако жизнь сложилась иначе, и люди продолжали жить там годами. Мы встречаем одну такую семью, Вишняки.
Николай и Тамара
Николай и Тамара научились жить скромно, с полусогнутыми ногами у изножья кухонного стола, на котором Тамара часто гладит одежду своей семьи. Оба пенсионеры, живут на четвертом этаже краснокирпичной пятиэтажки советской постройки в Дарницком районе, в 20 км от центра Киева. В их 60-метровой квартире не так много места для комфорта.
Субботнее утро. Николай с заспанными глазами и чайником в руке наливает горячую воду в кофейную чашку, а Тамара, плечом к плечу с мужем, готовит обед для пятерых живущих здесь людей: Николая, себя, дочери Анны, внука Богдана и Мать Николая Ирина.
«Я не знаю, куда ставить посуду», — говорит она. «Мы не можем пообедать здесь, на кухне, там нет места». Для семьи Вишняк обедать на старой тележке из дерева и латуни – сидя на диване-кровати и импровизированных стульях в гостиной – стало нормой.
Жесткий советский конформизм, твердый по структуре и форме, все еще находит свое место в повседневной жизни. Пространства, на первый взгляд, разделенные и четко очерченные — двери, которые нужно закрыть, стены, чтобы разделить — изменились, слились, трансформировались. Гостиная стала спальней; балкон кровать; спальня мини квартира; кухня прачечная, окно витрина. Больше нет внутреннего и внешнего; ближний или дальний. Пространство лиминально.
Для Николая и Тамары, которые все еще вместе после 43 лет брака, их утренние заботы, прогулки и закуски после обеда – личное, доверие, соседство – часть их повседневной жизни. Все есть.
Ирина
Комната Ирины площадью 15 квадратных метров превратилась в отдельную квартиру, объединив гостиную, спальню и кухню. В ее глазах живет усталость женщины, рожденной и выросшей в суровых условиях различных коммунистических режимов.
«Он [Сталин] был диктатором, он хотел изменить наш образ мыслей, наш образ жизни», — говорит 96-летняя бабушка по прозвищу «Бабушка Ира», листая старые семейные фотографии. «Он стремился к капиллярному контролю над обществом».
Она на мгновение останавливается, чтобы посмотреть на портрет своего отца, Гавриила, фермера, которого захлестнула коллективизация сельского хозяйства, начавшаяся в конце 1920-х годов, и который был вынужден работать в колхозе. Работа также отнимала у Ирины дни между сбором огурцов и уборкой пшеницы — каждый день, без перерыва.
«Проглатывали там по 12-15 часов в сутки, под тщательным контролем партийного работника. Если бы вы сопротивлялись, вас бы посадили в тюрьму», — говорит она, вспоминая усталость, все усилия за мало еды и разочарование в середине 30-х годов, в период правления Сталина, от чисток.
Комната Ирины Вишняк площадью 15 квадратных метров превратилась в автономную квартиру, которая объединила в себе гостиную, спальню и кухню. [Erik Messori/CAPTA/Al Jazeera]
Анна
Анна сидит на балконе, в своем интимном пространстве, босиком, в халате и с тушью в руке. Каждое утро 43-летняя женщина, работающая парикмахером, собирается между подушками и шерстяными одеялами, сваленными на пол, потому что одного туалета на пять человек недостаточно.
Но ей их квартиры более чем достаточно. Это неотъемлемая часть ее детства, юности и материнства. Это место она называет домом.
Она выросла в 1980-е годы, в эпоху горбачевской гласности и перестройки, когда Коммунистическая партия Советского Союза реформировала политическую систему и общество: больше прозрачности, меньше контроля, больше свободы.
«Люди стали говорить и одеваться как хотят, информация циркулировала свободно», — вспоминает Анна, глядя в окно с чашкой кофе в руках.
Но жизнь в Украине снова изменилась, когда «внешняя империя» СССР начала рушиться.
«Никто толком не понимал, что происходит, — говорит 17-летняя Анна о переходном периоде, кульминацией которого стала независимость Украины от Советского Союза в августе 1991 года. — Преступники ходили по улицам. В магазинах было пусто, на прилавках только варенье и водка».
Потребовалась Оранжевая революция после ноябрьских президентских выборов 2004 года, чтобы Анна отождествила себя с желто-синим национальным флагом. Протестуя вместе с тысячами людей на Майдане Назалежности, Анна наконец-то почувствовала себя украинкой.
«Мы мирно демонстрировали против коррумпированного правительства Виктора Януковича, против тех, кто считал Украину придатком России, и требовали новых выборов. В тот момент я почувствовала себя частью нации, страны, Украины», — говорит она. «Мы не русские. Мы украинцы. И мы другие».
Богдан
Пятнадцатилетний Богдан — лицо четвертого поколения Вишняков, проживающих в хрущевке. Каждый день, неся в руке рюкзак и смартфон, он ходит по улицам Дарницкого района, чтобы добраться до школы.
Как и его мать Анна, Богдан родился в этом районе.
Но пока Украина ведет ожесточенную войну с Россией, эта территория, столь явно советская, начинает визжать своим националистическим духом. Прошло почти пять лет с тех пор, как Донецкая и Луганская области Донбасса были незаконно аннексированы российскими войсками.
«Если бы мне было 20, я бы пошел на фронт», — говорит он, указывая на слово «защищать» и автомат Калашникова на своей черной толстовке. «Я бы пошел туда драться, не думая, не раздумывая, не опасаясь. Это моя нация. Я не могу позволить никому вторгнуться в мою страну».
Изобретая кухню завтрашнего дня
24 июля 1959 года тогдашний вице-президент Ричард Никсон и премьер-министр СССР Никита Хрущев поссорились о женщинах, кухонной технике и американском образе жизни. Это не было запланировано. Но это было записано на пленку и транслировалось в обеих странах. Это была также первая встреча на высшем уровне между американскими и советскими лидерами после Женевского саммита 1955 года. В 1958 году две страны договорились о крупном проекте культурного обмена: СССР организует выставку в стиле Всемирной выставки в Нью-Йорке, а Соединенные Штаты сделают то же самое в Москве. Итак, Никсон отправился в СССР с поручением провести для Хрущева экскурсию по американской национальной выставке в московском парке «Сокольники». Более 450 американских корпораций создали павильоны для демонстрации своих товаров. Демонстрации науки и техники были представлены внутри геодезического купола площадью 30 000 квадратных футов.
У двух лидеров было несколько разговоров во время тура, но самый знаковый из них произошел, когда они стояли с толпой перед образцовой американской кухней. В нем были все современные удобства, которые вы ожидаете найти в новом послевоенном доме, который можно было бы продать за 14 000 долларов (около 120 000 долларов сегодня): стильные шкафы, посудомоечная машина, плита и холодильник. Хрущев был сварливым, пренебрежительно махнув рукой, заявив (через переводчика), что нововведения в американской кухне не имеют большого значения. Затем он спросил, есть ли машина, которая «кладет еду в рот и проталкивает ее вниз». Их обмен мнениями не касался вопросов, которые действительно волновали граждан того времени, а именно, призрака ядерной войны, но задел за живое в том, что касалось пола, и это произошло, когда Никсон обратил внимание Хрущева на посудомоечную машину:
Никсон: Я хочу показать тебе эту кухню. Это как в наших домах в Калифорнии.
Хрущев: У нас такие дела.
Никсон: Это наша новейшая модель. Это тип, который выпускается тысячами единиц для непосредственной установки в домах. В Америке любят облегчать жизнь женщинам. . .
Хрущев: Ваше капиталистическое отношение к женщинам не встречается при коммунизме.
Никсон: Я думаю, что такое отношение к женщинам универсально. Мы хотим облегчить жизнь нашим домохозяйкам. . .
Еще не остывшие после запуска Спутника I 4 октября 1957 года Соединенные Штаты ответили запуском Explorer I 31 января 1958 года и созданием НАСА 1 октября того же года. Зарождающаяся космическая гонка «око за око» заставила американцев нервничать. Это был не просто конкурс научных «первых». Космическая гонка и разработка ядерного оружия имели потенциально разрушительные последствия для обеих стран, да и для всего мира. Так что в какой-то степени дискуссия Никсона и Хрущева была не о посудомоечных машинах. И дело было не в цветном телевидении — области, в которой, как ловко заметил Никсон, Соединенные Штаты опередили СССР, о чем свидетельствует тот факт, что их разговор дома транслировался в цвете. Речь шла о прогрессе.
И чей это был прогресс? Было ли на самом деле «всеобщим отношением» то, что и американцы, и Советы одинаково хотели облегчить жизнь женщин? Корпорации стремились производить товары и устройства, которые облегчили бы домашнюю работу женщин. Технологический прогресс развивался все более быстрыми темпами, начиная с промышленной революции и заканчивая послевоенным бумом, но идея о том, что работа по дому должна быть женской работой, оставалась в послевоенной Америке устойчивой. В 1950-х и начале 19В 60-х годах компании представили блестящие, эффективные кухни мечты, чтобы потребители были в восторге от того, что должно было произойти. В «будущем» были роботы, автоматизация, стиль и простота, но оно не обещало никаких изменений в гендерных ролях в семье — как раз наоборот.
Выставка, ставшая поводом для феминистской критики Хрущевым американского общества, должна была представлять кухню дома, которая стоила бы 14 000 долларов, что, по словам Никсона, было доступной суммой для типичного американского рабочего в 1950-х годах. Если советские посетители ярмарки были умеренно впечатлены гаджетами средней руки на типовой кухне, то они были поражены метко названной «Чудо-кухней», совместным предприятием Whirlpool и RCA, впервые разработанным в 1919 году.56.
Фото Heidi’s Bridge
Фото Хайди Мост
«Чудо-кухня» путешествовала по США в течение 1957 года, а затем была выставлена в Москве в 1959 году. Она была представлена советским посетителям на Американской национальной выставке молодой женщиной по имени Энн Андерсон, которая родилась в Иллинойсе в семье украинцев и говорила свободно владеющий русским языком. Фотограф Роберт Лернер сделал портреты Андерсона, демонстрирующего устройства и позирующего с техникой, для журнала LOOK, в котором 19 июля была опубликована статья о кухне Miracle Kitchen.59. Андерсон выглядела так, как будто она сама была стилизована под яркие кухонные панели Formica: на ней было бледно-голубое платье с приталенной талией, ярко-красная помада и красный маникюр; нити жемчуга и пара черных высоких каблуков дополняли эффект. Она была одета в униформу середины века женщины, которая ведёт хозяйство самостоятельно, но также командует небольшой армией машин, чтобы облегчить свою работу.
Кухня была спроектирована так, чтобы запугивать советских посетителей и вызывать у них чувство неимущих, даже несмотря на то, что их правительство сохраняло преимущество в первые годы космической гонки. Но Чудо-Кухня была своего рода фантазией о бытовой технике, скорее вдохновляющей, чем реалистичной, даже для богатых американцев той эпохи. В нем был представлен компактный робот-пылесос, описанный Мэттом Новаком в блоге Paleofuture в 2015 году как «прото-Roomba». Отдельно стоящая плита может (теоретически) испечь пирог за три минуты, используя микроволновую технологию. Посудомоечная машина будет скользить по направляющей к обеденному столу после еды для облегчения загрузки. Энн Андерсон продемонстрировала кухонный кнопочный «центр планирования», из которого она могла вызывать посудомоечную машину или мини-пылесос. Если все это звучит слишком хорошо, чтобы быть правдой, то в основном так оно и было: согласно интервью Новака с одним из дизайнеров кухонь, Джо Максвеллом, который работал с детройтской дизайнерской фирмой Sundberg-Ferar, было установлено двустороннее зеркало. на кухонной витрине позволяли кому-то за кулисами перемещать пылесос и посудомоечную машину вперед и назад с помощью радиоуправления. Возможно, некоторые советские посетители считали, что эта экспозиция представляет собой типичную кухню среднего класса в Соединенных Штатах, но ближе всего в этот период мы подошли к кухонному «чуду» в Голливуде.
Фильмы, телешоу и мультфильмы середины века изобилуют примерами футуристических кухонь в стиле Руба Голдберга, которые автоматизировали приготовление пищи и уборку, иногда до абсурдной степени. Мультфильм Ханны-Барбера «Джетсоны » дебютировал на канале ABC в 1962 году, изображая нуклеарную семью, живущую в Орбит-Сити середины двадцать первого века. Семья Джетсонов — муж и жена Джордж и Джейн, сын и дочь Элрой и Джуди — жили как типичная семья начала 1960-х годов. Джейн была домохозяйкой, а Джордж работал (отмечается, всего несколько часов в неделю) в компании Spacely Space Sprockets. У Джетсонов была горничная-робот по имени Рози, которая носила старомодную черно-белую униформу горничной и носилась по дому Джетсонов на колесиках. Кухня Джетсонов была чем-то вроде футуристической версии автомата Horn and Hardart, где клиенты могли выбирать блюда и десерты за маленькими стеклянными дверцами. Устройство под названием Food-a-Rac-a-Cycle предлагало проверенные и настоящие блюда, такие как ирландское рагу, бефстроганов, ребрышки, пиццу и жареный цыпленок по запросу.
«Дизайн для мечты», промышленный короткометражный фильм 1956 года, был создан для продвижения «Кухни завтрашнего дня» Фригидэра в Motorama. В то время Frigidaire принадлежал General Motors, которая приобрела компанию в 1919 году. Автомобильная компания включила кухонные витрины на свой ежегодный автосалон, который впервые был организован в отеле Waldorf Astoria в Нью-Йорке в 1949 году и проводился почти каждый год до тех пор, пока 1961. Режиссер Уильям Бодин на музыку Джорджа Кляйнсингера, «Дизайн для сновидений» начинается в Вальдорфе в Мотораме во сне женщины. Мужчина в маске, которого играет Марк Бро, появляется в спальне мечтающей женщины, которую играет Тэд Тэдлок. Все диалоги поются. Мужчина показывает женщине несколько автомобилей, в том числе «Корвет» и «Кадиллак», затем приводит ее на «Кухню завтрашнего дня», где она начинает готовить и, в конце концов, печет пирог в полупрозрачной вращающейся печи. После танцевальной сцены пара запрыгивает в Firebird II и уезжает по «дороге завтрашнего дня», подразумевая, что опыт Motorama привел их к любви.
Фото Дэниела Дента
«Кухня завтрашнего дня» стала одним из ярких моментов недолговечного, но громкого эпизода в истории Frigidaire, и не только потому, что сама кухня имела большой успех. В середине 1950-х General Motors наняла группу женщин, которых они прозвали «Девушками дизайна». Харли Дж. Эрл, в то время вице-президент отдела дизайна компании, начал осторожно нанимать этих женщин-промышленных дизайнеров в 1940-х годах, поскольку считал, что они могут помочь GM лучше понять предпочтения женщин, а именно то, как они делают покупки и принимают важные решения о покупке. Эрл нанял большинство «девиц» из Института Пратта в Нью-Йорке, и GM широко рекламировала наемных работников. На десятках цветных фотографий женщины позируют с глиняными моделями концепт-каров или демонстрируют особенности новых моделей. Шестеро женщин — Рут Гленни, Жанетт Линдер, Сандра Лонгйир, Марджори Форд Полман, Пегги Зауэр и Сюзанна Вандербильт — были назначены в отдел автомобильного дизайна интерьеров по вопросам декора, за исключением приборной панели. Остальные четверо — Дагмар Арнольд, Гир Кавано, Ян Кребс и Джейн Ван Алстайн — работали в Frigidaire, где они были частью команды, разработавшей кухню завтрашнего дня. Эрл организовал мероприятие под названием «Женское автошоу» в GM Styling Dome в 1919 году.58, чтобы продемонстрировать свои инновации, в том числе такие вещи, как зеркала для макияжа, консоли для хранения вещей, замки с защитой от детей и убирающиеся ремни безопасности.
В конце концов, «девицы» просуществовали недолго, но ассоциация между автомобилями и дизайном кухни, какой бы невероятной она ни казалась сегодня, глубоко укоренилась как в General Motors, так и в мире корпоративного дизайна в целом. Дизайнеры бытовой техники использовали эстетику поездов и автомобилей в 1930-х годах, как, например, в обтекаемых бытовых приборах Раймонда Лоуи и Нормана Бел Геддеса в 1919 году.30-х годов или пылесос Генри Дрейфуса Hoover 150 в 1936 году. С появлением цвета в качестве маркетингового инструмента в послевоенные годы производители бытовой техники позаимствовали кое-что еще из автомобильной промышленности: практику ежегодного стайлинга. Альфред П. Слоан, президент, председатель, а затем генеральный директор General Motors в 1930-х, 40-х и 50-х годах, впервые применил эту концепцию в дизайне автомобилей, вдохновленный логикой запланированного устаревания.
Наряду со стилем, одной из ключевых дизайнерских инноваций послевоенной кухни была стандартизация. И, вероятно, неудивительно, что показатели, формирующие кухонные пропорции, исходили из среднего роста женщин. Кристин Фредерик определила это как область для улучшения во время своих кухонных инженерных экспериментов в 19 веке.10-х и 20-х годов, отметив, что женщине ростом 5 футов 6 дюймов лучше всего подходят 31-дюймовые столешницы. В 1930-х годах, с появлением сплошных столешниц, высота столешницы была стандартизирована для всей отрасли и составляла 36 дюймов. Кулинарный писатель Лесли Лэнд описала любопытный процесс в своем эссе 2005 года «Нелогично: как маркетинг модернизма похитил кухонную плиту». Средний рост женщин в 1930-х годах составлял около 5 футов 3 дюймов. Но, отмечает Лэнд, знаменитый домашний инженер Лилиан Гилбрет, чьи исследования движения во времени, проведенные вместе с ее мужем Фрэнком, вдохновили Фредерика Тейлора и Кристин Фредерик, была ростом 5 футов 7 дюймов. Поэтому ее демонстрационные кухни были увеличены, а высота столешницы была установлена на уровне 36 дюймов, что стало отраслевым стандартом. Поскольку большинство американских женщин были на несколько дюймов ниже Гилбрет, новые стандартные столешницы оказались для них слишком высокими в той самой комнате, которая якобы была спроектирована с учетом потребностей женщин.
Ошибка представляет собой любопытное явление, поскольку в этот период, от проектирования автомобилей до производства бытовой техники, концепция «антропометрии», также известная как анализ человеческого фактора или эргономика, быстро набирала обороты. Промышленный дизайнер Генри Дрейфус написал два ключевых текста по этой теме: Designing for People в 1955 году и The Measure of Man в 1960 году. Его диаграммы, тематические исследования и иллюстрации изображали двух гипотетических людей, Джо и Жозефину, изображенных в виде массива. ситуаций, взаимодействующих с проектируемыми объектами, большими и малыми. А Жозефина была ниже ростом.
Корнеллский исследовательский центр жилищного строительства при Корнельском университете принял во внимание рост при создании своей знаменитой «Корнеллской кухни», которая была подробно описана в сентябрьском выпуске журнала Popular Science за 1953 год. В заголовке статьи, написанной Гарднером Соулом, эксперимент в Корнелле описывается как «Новая кухня, созданная для вашей жены», а на карикатурной иллюстрации женщина измеряется с головы до ног набором ручных штангенциркулей. хотя она была размером с куклу. Великим новшеством кухни в эпоху производственных стандартов было то, что ее столешницы можно было поднимать и опускать. Кухня, разработанная Гленном Х. Бейером, профессором жилищного строительства и дизайна, и Мэри Колл Хайнер, адъюнкт-профессором отдела управления домом Корнелла, была разработана с учетом трех принципов: шкафы должны соответствовать женщине, полки должны соответствовать припасы, и построить кухню, чтобы соответствовать семье. Корнелл продавал кухню как комплект, который домовладельцы могли отправить и установить. Бейер описал его установку как «работу одного человека, с которой не больше проблем, чем с монтажным набором». Это было как массовое производство, так и индивидуальное.
Прямо за горизонтом в конце 1950-х годов был еще более новый способ создания прочных, стильных кухонь, созданных для американских домохозяек: пластик. Ярко-белый дом будущего Monsanto в Диснейленде в Анахайме, штат Калифорния, дебютировал в 1957 году и стал частью будущего тематического парка Диснея Tomorrowland. Monsanto спонсировала проектирование и строительство дома в партнерстве с Walt Disney Imagineering и тремя профессорами Массачусетского технологического института: архитекторами Марвином Гуди и Ричардом Гамильтоном, а также инженером-строителем Альбертом Г. Х. Дитцем. Дом был «установлен» в 19 году.86, и экскурсии привлекли 20 миллионов посетителей через его двери, прежде чем он был закрыт в 1967 году. В доме была система внутренней связи, а на кухне была микроволновая печь — обе функции, которые сохранились, если не были обычным явлением, к 1986 году. Его ярко-белый фасад и большой стеклянные окна придавали ему вид телевизора той эпохи. Его интерьер был ярко окрашен и залит светом. В доме Monsanto больше, чем в любой другой «кухне завтрашнего дня», использовался материал, который определял 1960-е годы: пластик.
Фото Боба Коскарелли
Фото Марка Липчински
Цвет и удобство изобиловали в послевоенной кухне, и для поколения, которое испытало это первым, это стало ярким сюрпризом. Если сегодня нам кажутся сногсшибательными яркие розовые цвета 1950-х и урожайные золотые 60-х, представьте, какими красочными они должны были выглядеть для людей, привыкших к белоснежным кухням 1920-х или к чугунным печам. десятилетий назад. Цвет был маркетинговой магией и формировал внешний вид бытовой техники, кухонного оборудования и столешниц.
Из всех нововведений, которые привнесли цвет на кухню, наиболее культовым, пожалуй, является Formica. Как и Pyrex, Formica существует уже более ста лет, но особенно прочно ассоциируется с кухнями середины прошлого века. Это было очень раннее изобретение в области пластика, разработанное в 1912 году компанией Westinghouse в качестве заменителя слюды, которая использовалась для электроизоляции, отсюда и произошло его название: «фор-слюда». Ламинат, которым сегодня покрыты десятки миллионов кухонных столешниц, состоит из слоев меламиновой смолы. Как и Tupperware, Formica долговечна и легко моется. В 1927, компания Formica Insulation, как она тогда называлась, запатентовала процесс печати мраморных или древесных поверхностей на ламинате с использованием процесса, называемого фотогравюрой.
Один из наиболее хорошо сохранившихся примеров кухни из ламината можно найти в Темпле, штат Техас, в историческом доме Уилсона Ральфа-старшего и Санни Уилсон. И он не содержит формика: он полностью декорирован ламинатами высокого давления Wilsonart. Ральф Уилсон-старший основал Wilsonart (первоначально называвшуюся Ralph Wilson Plastics) в 1959, а его компания конкурировала с Formica. Он спроектировал дом со своей дочерью Бонни Макининч, и это настоящая страна чудес из ламината; каждая мыслимая поверхность была превращена в холст для ламината. На самом деле Уилсон жил там с 1959 по 1972 год, но он также хотел, чтобы дом служил образцом того, как можно использовать его ламинат. Кухня, в частности, представляет собой шедевр с красочными ламинированными шкафами и столешницами, которые являются очень ранним примером техники, называемой «постформинг», при которой поверхность ламината оборачивается вокруг закругленного края. Дом был внесен в Национальный реестр исторических мест в 1998.
Если Дом Уилсона представлял собой своего рода эстетическую лабораторию для проверки пределов потенциала ламината, то Всемирная выставка Formica 1964 года была законодателем моды в этом материале. Дом Всемирной Ярмарки представлял собой модельный дом, расположенный на невысоком холме на территории ярмарки, вход в который был бесплатным, а экскурсии по «говорящему дому» с гидом сопровождались анимированными дисплеями, озвученными записанным голосом.
Всемирная выставка 1964 года была Меккой дизайна, которая привлекла 51 миллион посетителей. Как 19Ярмарка 39 до этого, ярмарка 64 года была упражнением в футуризме. На нем был представлен новаторский павильон IBM, построенный Чарльзом и Рэем Имзом, с высокотехнологичными, захватывающими презентациями по компьютерам и математике, организованными в театре в форме яйца, спроектированном Ээро Саариненом. Выставка Formica World’s Fair House представила посетителям новый вид ламината, и на горизонте явно замаячил новый оттенок — зеленый авокадо. Дом с семью комнатами был рассчитан на семью из четырех-шести человек, в нем были световые люки и крытая площадка для барбекю. Продукция Formica использовалась во всем доме: на мебели, внутренних стенах и шкафах.
Яркая, солнечная кухня выглядит почти как мягкая: ламинат насыщенного цвета авокадо используется на столешницах и рабочих поверхностях, а узор в более светлом оттенке, вдохновленный текстилем, покрывает шкафы и окантовку прибора. На рекламных фотографиях, где кухня изображена с едой, можно обнаружить намеки на то, что работает новое, слегка деревенское чувство стиля, хотя весь дом представляет собой мастерство Formica. В контрасте с различными оттенками зеленого цвета авокадо, тонированные желтые окна придают немного тепла естественному свету. Цветочные узоры, каждый из которых уникален, украшают панели прямо над электрической плитой. Чугунная сковорода висит в прилавке из белого кирпича. Большая деревянная миска с подходящими щипцами наполнена салатом, на деревянных кольцах для салфеток лежат четыре ярко-желтые салфетки, а в канистрах из тикового дерева можно хранить кофе и чай на прилавке. Рядом с ними стоит керамический кувшин ручной работы с белой глазурью, нанесенной асимметрично.