Раскладка кирпича на фасаде: Схемы отделочной кладки

Схемы отделочной кладки

Кирпич — один из самых долговечных материалов, и он далеко не так скучен, как привыкли считать те, кто вырос в окружении стандартных пятиэтажек из силикатного камня. Выразительные возможности его кроются не только в современных возможностях цвета, но и в самой кладке, так что уже на этапе планирования дома стоит продумать, каким вы видите свое загородное «родовое гнездо»: фактура в сочетании с рисунком, особенностями перевязок и рельефными элементами способны превратить ваш дом в подобие княжеского замка, футуристический объект, поражающий своими линиями, или в уютное поместье, рождающее воспоминания о средиземноморских виллах.

Наш новый обзор посвящен рассказу о возможностях декоративной и художественной кладки из лицевого кирпича.

Государственная средняя школа Фицрой в Мельбурне,
построенная по проекту архитекторов из бюро Мак Брайд Чарлз РайнКирпич Alt Lubeck fussrauh NF Terca | Кирпич Agaat WFD Terca

Прежде всего ответим на вопрос, для чего нужна декоративная кладка.

Исключительно для красоты! Возможности лицевой кладки оставляют простор для самовыражения. Среди уютных и милых, но совершенно стандартных современных проектов загородного дома ваш будет выделяться яркостью декора или смелостью линий, а готовый дом точно получит собственное имя на манер исторических построек: «дом с лилиями», «дом с ангелом», «готический», «с лесенкой» — в общем, дом с изюминкой!

Основных способов кладки лицевого кирпича выделяют три: прямую, декоративную и художественную (рельефную).

  1. При прямой кладке рисунок фасада создается с помощью различных способов перевязки кирпича с равномерным распределением швов.
  2. Декоративная кладка кирпича создает рисунок фасада не только схемой швов, но и применением разноцветных кирпичей (рисунок при этом определяется заранее).
  3. Художественная кладка предполагает создание рисунка фасада с помощью схемы швов, цвета и способа укладки кирпича: фасад представляет собой не ровную плоскость, а сложный рельеф с архитектурными элементами — выступами, выемками, наклонами, пилястрами и прочими объемными узорами. Такую кладку еще называют узорно-рельефной.

Разговор о декоративной кладке требует знания некоторых строительных терминов вовсе не потому, что класть стену придется самостоятельно. Умение говорить на одном языке со специалистом позволяет быстрее и точнее договориться о желаемом, ведь не все, что предлагает нам наша фантазия, имеет нужные эксплуатационные характеристики.

Перевязка — система укладки кирпича, при которой стыки нижнего ряда размещают, так, чтобы их перекрывали кирпичи верхнего ряда. Самая простая кладка — когда полная перевязка продольных и поперечных вертикальных швов выполняется через три-пять рядов.

Кирпичи, уложенные в стене поперек (наружу коротким срезом), называются тычковым швом, уложенные вдоль (длинным срезом) — ложковым швом. Широкие стороны кирпича называют постелью, наружную поверхность стены — верстой, внутренние ряды — забуткой.

  1. Вертикальный шов,
  2. горизонтальный шов,
  3. внутренняя верста,
  4. забутка,
  5. лицевая верста,
  6. тычковый ряд,
  7. ложковый ряд.

Названия кладки изначально произошли от названий поверхностей кирпича: длинная грань называется ложком, короткая (торцевая) — тычком. Тычковая кладка по фасаду состоит из одних тычков; ложковая после четырех ложковых рядов имеет один тычковый. При старорусской (чаще называемой готической) кладке в каждом горизонтальном ряду ложки и тычки чередуются, причем каждый тычок расположен строго по центру ниже уложенного ложка. В крестовой кладке чередуются ложковые и тычковые ряды, при этом ложок по вертикали расположен симметрично между двумя тычками.

Сегодня вариантов лицевой кладки значительно больше, а использование кирпичей двух цветов расширяет возможности кладки почти до бесконечности.

Цепная кладка

Крестовая кладка

Попеременно рядами тычковыми и из 1 тычка и 1 ложка

Ложковая со смещением на 1/2 кирпича

Ложковая со смещением на 1/4 кирпича

Ложковая со смещением на 1/4 кирпича вправо

Кладка из 1 тычка и 1 ложка с симметричным смещением

Кладка из 2 ложков 1 тычка с симметричным смещением

Кладка из 1 тычка и 1 ложка со смещением 1/4 вправо и влево

Простое решение — прямая кладка

Самый привычный и простой способ создания декоративного фасада — прямая кладка: за счет толщины и цвета шва, поверхности (гладкой, цветной, офактуренной) самого кирпича можно создать неповторимый внешний облик фасада.

Самые популярные виды прямой кладки одноцветным кирпичом:

Однорядная (цепная) перевязка

1/3 однорядная перевязка

Многорядная

Американская (шотландская, английская) изгородь

Английская перевязка (крестовая)

Верстовая, старорусская, готическая, польская, тычек-ложок, фламандская, голландская

Простая (шестой ряд тычковый)

Простая (шестой ряд фламандский тычковый)

Фламандская спиральная

Фламандская крестовая

Фламандская диагональная

Фламандская двойная тычковая

«Крысоловка»

Фламандская изгородь

Английская крестовая, перевязка в виде креста св. Андрея

Елочка

Диагональная однорядная перевязка

Плетенка, паркетная перевязка

Тенденция: прямая баварская кладка

Одна из самых популярных систем кладок сегодня носит название баварской, так как родилась в немецких землях. Даже в одной партии кирпичи имеют разные оттенки цвета, что и стали использовать мастера для придания фасаду особой выразительности. Классическая баварская кладка ведется из четырех оттенков облицовочного кирпича одной или разной фактуры. Обычно это кирпич черно-коричневого, коричневого, темно-красного и красного цветов, но при желании этот ряд можно расширить.

Методика проста: горизонтальный ряд выкладывается из кирпичей всех оттенков цвета в хаотическом порядке; во втором ряду чередование цвета происходит в том же порядке. Не допускается два одноцветных кирпича впритык, а чтобы придать фасаду целостность, вертикальные швы через каждый ряд должны совпадать. Возможно и выкладывание кирпича по определенному рисунку.

Результат — оригинальный, не скучный, но и не пестрый фасад.

Возможности: декоративная кладка цветным и фактурным кирпичом

Декоративной чаще всего называют кирпичную кладку с четким геометрически рисунком швов (перевязок) на фасаде или сочетание определенного рисунка швов с цветными, фактурными или рельефными элементами. Это действительно простой и чрезвычайно эффектный способ создать красивую поверхность из обыкновенных кирпичей. Декоративными узорами обычно покрывают торцы зданий, простенки, подкарнизные пространства и другие заметные участки стен.

Усилить эффект декоративности можно с помощью глазурованных кирпичей, которые вкрапливают в определенном или как бы случайном порядке в регулярную кладку из фактурных или гладких кирпичей.

Фактура кирпича имеет огромное значение для кладки. Рифленая поверхность подчеркнет выразительность кирпичной кладки и создаст атмосферу старинного дома, пережившего многие века. «Грубая» фактура с поверхностью под колотый камень обычно применяется для отделки массивных частей здания — цоколей, подпорных стен, пилонов. Шероховатую фактуру используют для отделки стен более высоких этажей, простенков, карнизов.

Существует довольно много вариантов декоративной кладки, различающихся схемами сочетания швов и рисунками на фасадной поверхности кладки. А использование разного по цвету кирпича позволяет получить на фасаде различные орнаменты — декоративные узоры, образованные кладкой камней различного оттенка.

Покаж
ем наиболее распространенные варианты плоских орнаментов, полученных при однорядной (цепной) кладке с применением кирпича разных видов:

Фламандская цветная

Цепная цветная

Хаотичная

Голландская

Дорожка

Тычковая

Ложковая со смещением 1/2

Ложковая со смещением 1/4

Ложковая с косым смещением 1/4

Готическая

Силезская

Крестовая

Брандербургская

Английская двухрядная

Голландская двухрядная

Пара слов о швах

Качество лицевой кладки во многом зависит от обработки швов: они выделяются на поверхности стен, оттеняя своеобразие перевязки кирпичей. Без четкого выявления швов плоскость стены становится невнятной, кладка пестрит в глазах, поэтому в зависимости от целей, типа кирпича и художественных задач применяют швы разных типов (рис.3). Целесообразность того или иного варианта стоит обсудить на стадии проекта.

В подрезку

Выпуклый

Вогнутый

Пустошовка

Односрезный

Двухсрезный вогнутый

Двухсрезный выпуклый

Способы кладки стен из облицовочного кирпича в Воронеже |

←  Пресс-центр

Облицовка фасадов кирпичами может вестись одновременно с возведением кладки. При этом могут применяться керамические лицевые, отборные стандартные, силикатные, бетонные лицевые кирпичи и другие штучные изделия.

Способы кладки облицовочного кирпича

Облицовка стен с помощью лицевого кирпича производится сразу же при возведении стены, на том же кладочном растворе. Для облицовки применяется одинарный или утолщенный полуторный кирпич, который укладывается одновременно с кладкой обычных кирпичей, используя многорядную систему перевязки. Кроме декоративного может использоваться любой другой керамический облицовочный материал.

Раскладка кирпичей при кладке прямого угла (одинарный облицовочный кирпич, утолщенный полуторный основной) представлена на рисунке:

Вначале выкладывается облицовочная верста: тычковый ряд целых кирпичей, три-четыре ряда ложковых рядов. Перевязка вертикальных швов облицовки по углам кладки обеспечивается укладкой в смежных тычковых рядах трехчетверток.

Затем на уровне лицевых тычковых кирпичей кладка выравнивается рядовым нелицевым кирпичом (тычковый ряд). После этого выкладывается внутреннюю часть стены, состоящая из трех рядов по цепной системе перевязки. Облицовка перевязывается через каждые четыре ряда тычковыми кирпичами, которые защемляются во внутренней части стены.

Если производится облицовка утолщенным кирпичом или керамическим камнем, то применяется метод обычной кладки. Сначала выкладывается облицовочная верста (один тычковый и три ложковых ряда), а внутренняя часть стены на эту же высоту возводится из рядовых одинарных кирпичей. Облицовочная верста выкладывается по многорядной системе перевязки, в углах каждый тычковый ряд должен  содержать по две трехчетвертки. Кладка основной части стены и облицовочной ведется с помощью цепной системы перевязки.

Данный вид кладки получил широкое распространение при строительстве жилых комплексов и строительстве частных домов.

Кладка из легкобетонных камней с кирпичной облицовкой

Кладка из двух видов материала носит название смешанной, или комбинированной. Чаще всего на­ружная часть — это лицевой кирпич или другие защитно-декоративные материалы, а основная — пенобетонные, газосиликатные или керамзитобетонные блоки. Между этими двумя частями обычно располагают слой теплоизоляци­онного материала, поэтому еще одно название такой кладки — трехслойная.

Трехслойная кладка возводится обычно в два этапа: сначала кладется несущая внутренняя стена, в которой оставляются анкеры, а затем на них монтируют термоизоляцию и фасадный слой.

Применение легкобетонных блоков мало чем отличается от использования кирпича. Ряды бло­ков перевязываются так же, как и кирпичные ряды с использованием только одного типа перевязки — ложкового (каждый нижний блок перекрывается верхним на половину своей длины).

Кладка ведется от углов здания, с отступом от облицовочного ряда на величину зазора для размещения в нем утеплителя. Легкобетонные блоки целесообразно крепить не цементным раствором, а клеем, а вот пенно- или газобетон кладется на цементно-известковый раствор марки 25 или выше.

Минимальная ширина простенков в несущих стенах должна быть не менее 1 030 мм. Над оконными и дверными проемами укладываются железобетонные перемычки (заход их на простенки должен быть не менее 250 мм), причем под опоры этих перемычек укладывается арматурная сетка (размер ячеек 70 х 70 мм, диаметр  проволоки 4 мм).

Утеплительный слой закрепляют на возведенной основной стене на проволочных анкерах или специальных тарельчатых дюбелях (их должно быть как минимум пять единиц на каждый 1 квадратный метр поверхности). Допустимо использование ветрозащитного стеклохолста или другого подобного материала, однако между утеплителем (утеплителем и ветрозащитой) и облицовочным слоем необходим дополнительный вентиляционный зазор. Достаточна его ширина 20-40 мм.

Затем сооружается наружная стена из облицовочного кирпича. В нижнем ряду ее кладки устраиваются так называемые «продухи» — зазоры шириной 10-12 мм (около 70-75 таких зазоров на каждые 20 «квадратов» стены. Такие же продухи устраиваются и в самом верхнем ряду, под карнизом. Шаг по горизонтали между двумя продухами должен быть не более 4 метров.

Часто нижние продухи выкладываются с использованием щелевого кирпича, положенного на ребро. Второй вариант — неполное заполнение цементным раствором вертикаль­ного шва между кирпичами.

Два основных слоя трехслойной кладки (внутренний несущий и внешний облицовочный) связываются между собой гибкими связями.

Последние служат своеобразными мостиками холода, они значительно снижают термическое сопротивление всей конструкции. Самый заметный теплосопротивляющий эффект дают жесткие кирпичные связи, потому их устраивают гораздо реже.

Использование мостиков холода из нержавеющей стали может значительно уменьшить теплопотери. Эти закладные элементы выполняются в виде скобы из проволоки 4-6 мм. Края скобы отгибаются в разных плоскостях и располагаются в растворе соединяемых стен, в каждом третьем ряду по вертикали и на расстоянии не более 750 мм по горизонтали. Нередко применение в этом качестве анкеров, в том числе Т-образных. Часто применяются мостики холода из гибкой стеклопластиковой или базальтопластиковой арматуры. Ее элементы также располагаются в каждом третьем ряду по высоте. Расстояние между ними по горизонтали должно быть не более 600 мм.

8 кирпичных проектов с потрясающими фасадами из многослойной кладки

Наше уважаемое жюри в настоящее время рассматривает заявки на получение награды A+Product Awards в этом году. Ждите объявления победителя этим летом.  

Ступенчатые растворные швы большинства кирпичных стен, хотя зачастую и красивы, служат не только для галочки. Эти узоры, известные как связи, придают кирпичным стенам структурную целостность. Каждый кирпич поддерживается двумя кирпичами в ряду ниже, которые, в свою очередь, поддерживаются тремя кирпичами в ряду под ними, и так далее. Они полагаются друг на друга для поддержки, гарантируя, что ни один кирпичик не несет слишком большой ответственности.

Кирпичи, уложенные в стопку, напротив, не несут этой нагрузки. Эти вертикально выровненные облицовочные кирпичи, используемые для облицовки уже прочных конструкций, придают каменным стенам современный вид. Чтобы увидеть, на что способны эти структурно освобожденные кирпичи, ознакомьтесь с этими восемью выдающимися примерами кирпичной кладки: Австралия

Дом из трех частей состоит из кирпичного дома 1950-х годов, современной кирпичной пристройки и внутреннего двора со стеклянными стенами. Новая кирпичная облицовка уложена в виде стопки, что отличает добавление от исходной структуры бегущей связки. Во дворе экран из перфорированного кирпича, также сложенного в стопку, облегчает переход фасада от каменной кладки к остеклению. В отличие от кирпичной кладки с сеткой, двор вымощен неправильными плитами сланца Минтаро.

© Пархам Тагиофф

© Parham Taghioff

Торговое здание TERMEH Ahmad Bathaei и FMZD, Хамадан, Иран

Здание TERMEH, похоже, вылеплено из монументальной стопки кирпичей. На уровне земли в кирпичном основании выдолблена витрина, похожая на пещеру. Выше стопка была разрезана по вертикали за счет остекления, освещая офисные помещения второго этажа. Оставшаяся часть стека превратилась в каскадную кирпичную лестницу, ведущую прямо с улицы в офисы.

© Mostafa Karbasi

© Parham Taghioff

© Parham Taghioff

В кирпичной кладке от Admun Studio, Тегеран, Иран

Этот многоквартирный дом расположен в оживленном районе Тегерана. стержни. Конструкция без раствора позволяет укладывать кирпичи под разными углами, в зависимости от желаемого количества света или уединения, создавая волнообразный вид. Фасад был спроектирован с помощью программного обеспечения для параметрического моделирования и собран местными каменщиками.

© Åke E:son Lindman

© Åke E:son Lindman

Mortuary Norrtälje by LINK arkitektur, Norrtälje, Швеция

место для скорбящих семей. Резкость внешнего вида смягчается большими окнами в рамах для картин, окруженными полированным бетоном, и кирпичами, сложенными в виде знакомого фронтона. В интерьере стена из кирпичных рельефов, освещенная сверху фонарем, может быть интерпретирована как метафора потери.

© dmvA

© dmvA

Начальная школа ZP  от dmvA Architecten, Синт-Агата-Берхем, Бельгия

Начальная школа в Синт-Агата-Берхем облицована кирпичами различных оттенков и текстур. множество узоров — стек, сплошной стек, беговая и блочная перевязка. Эта игривая кирпичная кладка приводит к фасаду, который вписывается в городской контекст, не пугая молодых жителей.

© Sasaki

© Sasaki

© Mecanoo

Брюс С. Боллинг Муниципальное здание от Mecanoo and Sasaki, Дадли, Массачусетс, США

Mecanoo, архитектурная фирма, базирующаяся в Нидерландах, привнесла богатые традиции голландской кладки кирпича в Бостон, разработав проект нового муниципального здания Дадли. Строительство. Фасад представляет собой композицию из стройных столбов и изогнутых полос сложенных под углом солдат. Эта сложная кирпичная кладка одновременно дополняет и контрастирует с соседними кирпичными зданиями. Вы можете узнать больше о строительстве этого проекта в короткометражном документальном фильме Mecanoo: Boston Bricks with a Dutch Touch.

© Jeff Goldberg/Esto

© Jeff Goldberg/Esto

Компьютерный научный комплекс Билла и Мелинды Гейтс Pelli Clarke Pelli Architects, Остин, Техас, США

Компьютерный научный комплекс Техасского университета представляет собой современный интерпретация окружающих зданий в испанском стиле. Слои светлого кирпича, уложенные в стопку, придают глубину фасаду, а металлические решетки с такой же сеткой защищают окна от прямых солнечных лучей. Эти варианты дизайна помогли проекту получить серебряную сертификацию LEED.

© S-AR

© S-AR

© S-AR

1200 Bricks Little Chapel by S-AR, Сантьяго, Мексика

1200 Bricks Little Chapel, как следует из названия пространство для медитации, построенное из 1200 красных кирпичей. Как показано на глиняной модели выше, кирпичи укладываются без раствора на стальные стержни, согнутые вокруг внутреннего металлического каркаса. «Точно так же, как медитация требует определенной степени самоанализа и уединения… каждый кусок кирпича одинок в структуре, погруженный между напряжением и гравитацией», — объясняют архитекторы.

Наше уважаемое жюри рассматривает заявки на участие в конкурсе A+Product Awards этого года. Ждите объявления победителя этим летом.

Подробнее статьи Джона

Фасады винодельни Kitrvs, построенные из 13 596 кирпичей, переложенных по отдельности

Том Рейвенскрофт |


Оставить комментарий

Исследователи из швейцарского университета ETH Zürich создали фасады винодельни в Греции из 13 596 отдельно уложенных кирпичей, используя технологию, которую они назвали «расширенная кладка кирпича».

Построенное на винодельне Kitrvs в Пидне у подножия горы Олимп, здание будет использоваться для обработки и хранения вина с местных виноградников.

Его замысловатые полупрозрачные кирпичные фасады были спроектированы исследователями из Gramazio Kohler Research из ETH Zürich и цифровой строительной компании Incon.ai. Все 13 596 кирпичей были индивидуально повернуты и наклонены, чтобы создать общий узор.

«Каждый кирпич имел небольшое отличие от предыдущего кирпича по вращению и положению, чтобы создать непрерывный узор по всей высоте здания», — объяснила исследователь ETH Zürich Даниэла Миттербергер.

«Конструкция контролировала как большую структуру всего здания, так и вращение и положение каждого кирпича.»

Сложный узор на фасадах площадью 225 квадратных метров был создан с помощью параметрического программного обеспечения, а затем построен каменщиками с использованием оптической системы наведения с дополненной реальностью.

«Для реализации такой сложной конструкции была разработана параметрическая цифровая модель проектирования и изготовления с использованием программного обеспечения Grasshopper, Compas и Python в качестве языка программирования», — сказал Миттербергер.

«Оптически инструктируя каменщиков с помощью адаптированной цифровой информации через пользовательский интерфейс дополненной реальности, можно установить прямое соединение с цифровой моделью дизайна».

Каждый отдельный кирпич располагался индивидуально путем изменения количества раствора для создания общего рисунка, который должен выглядеть как свет, движущийся по жидкой поверхности.

ETH Zurich объединяет 3D-печать и литье для создания более эффективных бетонных конструкций

«Отклонение рядов кирпичей было достигнуто за счет изменения высоты раствора от пяти миллиметров до 30 миллиметров», — сказал Миттербергер.

«Вращение отдельных кирпичей также было связано с лежащим в основе раствором и составляло от -20 до +20 градусов.»

Каменщики размещали кирпичи с помощью интерфейса дополненной реальности, который обновлял модель в реальном времени при укладке каждого кирпича.

«Этот специализированный пользовательский интерфейс позволяет каменщикам интуитивно понимать, где размещать кирпичи, в соответствии с цифровым планом и пространственной моделью, полученной с помощью вычислений», — сказал Миттербергер.

«В то же время изготовленная на заказ динамическая оптическая система наведения отслеживала уже размещенные кирпичи и обновляла цифровую модель», — продолжила она.

«Технологическая инновация этой системы использует функции визуально-инерционного отслеживания объектов и обратную связь в реальном времени, чтобы точно связать то, что уже было физически построено, с цифровой моделью, превосходя точность обычных голографических представлений, используемых в качестве современного уровня техники в этой области».

Миттербергер считает, что система демонстрирует, как технологии и мастерство могут быть объединены для создания передовых структур.

«Благодаря повторному внедрению мастерства в цифровые производственные процессы расширенная кладка кирпича реализует ориентированный на человека подход к понятию полностью автоматизированной строительной площадки», — добавила она.

«Расширенная кирпичная кладка может рассматриваться как способ преодолеть известные ограничения роботизированной автоматизации, в то же время расширяя возможности цифрового производства за счет социально устойчивой модели цифрового строительства зданий».

Исследователи из ETH Zurich расширяют границы передовых технологий строительства.

Недавно они создали машину, которая контролирует скорость схватывания бетона, чтобы обеспечить «бесшовный переход между литьем и 3D-печатью», а в прошлом они первыми разработали метод роботизированного строительства, который используется для создания модульного дома с компьютерным дизайном. .

Фотография Майкла Лайренманна.


Кредиты проекта:

Команда: Gramazio Kohler Research, ETH Zürich
Соавторы: Катрин Дёрфлер, Даниэла Миттербергер, Тимоти Сэнди, Фотейни Сальвериду, Фернандо Сина, Лукас Штадльманн, Лефтерис Котсонис, Элени Алекси, Димитрис Нтантамис
Консультация: Небойша Мойсилович, Structural Masonry, ETH Zürich
Выбранные эксперты: Тобиас Бонвеч, ROB Technologies
Система отслеживания дополненной реальности: Incon.ai

Подпишитесь на нашу рассылку

Ваша электронная почта

Dezeen Debate

Наш самый популярный информационный бюллетень, ранее известный как Dezeen Weekly. Рассылается каждый четверг и содержит подборку лучших комментариев читателей и самых обсуждаемых историй. Плюс периодические обновления услуг Dezeen и последние новости.

Новинка! Dezeen Agenda

Рассылается каждый вторник и содержит подборку самых важных новостей. Плюс периодические обновления услуг Dezeen и последние новости.

Dezeen Daily

Ежедневный информационный бюллетень, содержащий последние новости от Dezeen.

Dezeen Jobs

Ежедневные обновления последних вакансий в области дизайна и архитектуры, рекламируемых на Dezeen Jobs. Плюс редкие новости.

Dezeen Awards

Новости о нашей программе Dezeen Awards, включая сроки подачи заявок и объявления. Плюс периодические обновления.

Dezeen Events Guide

Новости от Dezeen Events Guide, справочника, посвященного ведущим событиям, связанным с дизайном, происходящим по всему миру. Плюс периодические обновления.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *