Первые целиком стеклянные дома люди начали строить не для себя, а… для своих растений. Это, конечно, были оранжереи и зимние сады в дворцах в эпоху Возрождения. И лишь в середине XIX века архитекторами было принято решение: применить те же самые приемы в строительстве домов. Революция в стеклянном строительстве была совершена английский архитектором, Дж. Пакстоном, в 1852 году. Именно тогда он впервые построил полностью застекленное здание выставочного павильона, предназначенного для демонстрации машин и прочих товаров. Для его возведения потребовалось четыреста тонн листового стекла. Современники Дж. Пакстона восприняли эту постройку двояко — настолько непривычной казалась она на фоне тяжелой викторианской архитектуры.
Знаменитый английский писатель Уильям Теккерей назовет этот павильон «дворцом сказочного принца». Кстати, впоследствии же за ним все же закрепилось сказочное название «Хрустальный дворец». Признание инновационного, как сказали бы мы сегодня, слова в архитектуре ждать пришлось не долго: один за другим появлялись проекты-подражания – галереи, павильоны, универмаги. И уже в начале 20-го века Европу накроет стеклянный бум. «Хрустальная» архитектура перешагнет рамки исключительно промышленного строительства.
Именно в этот момент у стекла как материала для строительства появляются настоящие «фанаты» — как в архитектурной среде, так и в среде философской. Так, например, немецкий писатель Пауль Ширбарт. Он написал большой манифест, названный «Стеклянная архитектура». В нем писатель поэтически воспевает «исчезновение стен с помощью стекла». Сколько эпитетов и метафор позволяет себе Ширбарт в адрес утопического стеклянного города будущего! А вспомните Ломоносова! «О пользе стекла»! Помните? Да, пожалуй, стекло тогда было способно вызвать общественный резонанс.
Ширбарт имел множество последователей в самых разных странах, и, кроме того, целую группу соратников-«стеклопоклонников», называвшими себя «Стеклянная цепь» (кстати, среди них были такие известные личности как Бруно Таут, Мис ван дер Роэ, Вальтер Гропиус, и др.). Стекло стало для них новой религией, проводником, как бы связывающим человека мировой душой космоса. Кстати, утопии на тему стекла были популярны и в нашей стране. Стеклянный город в том же духе Ширбарта мы видим в романе Замятина «Мы», а потом и в сценарии так и не снятого Эйзенштейном фильма «Стеклянный дом».