Наверное, с тех самых пор, как Эйзенштейн понял, что снять фильм «Стеклянный дом», у нас в стране крайне сложно, с этим материалом начало ужасно не везти. И даже у тех построек, которые в небольшом количестве были возведены в 60-е годы прошлого века, судьба оказалась совсем неблагосклонна: из-за низкого уровня развития строительных технологий и халатного исполнения здания эти очень быстро пришли в негодность. К сожалению, они стали примером того как не надо делать и как не надо строить в нашей стране при наших климатических условиях.
В итоге на долгие-долгие годы архитектура «с большими площадями остекления» считалась нежизнеспособной и неперспективной. И лишь по прошествии многих лет, с падением «железного занавеса» и притоком новых технологий в СССР стеклянное зодчество вновь стало актуальным. По крайней мере, сегодня не встретить протекающие в дождь негерметично устроенные стыки, строителям удается избежать тепличного эффекта, возникавшего в стеклянных советских зданиях во время летней жары. Сегодня стекло снова на пике архитектурной моды — и снова в центре жарких споров. Конечно, можно долго спорить о том, насколько гармонично вписываются в московскую архитектуру такие здания как «Форум» на Красной Пресне, или, к примеру, мост «Багратион», или тот же Дом музыки построенный на Краснохолмской набережной и другие самые разные множество стеклянные объекты. Но стоит ли? Ведь с модой уже не поспоришь: прозрачное стекло наступает и постепенно заполоняет своеобразные архитектурные ниши в городе. Не исключено, что именно о них когда-то скажут «те самые постройки начала XXI века»…
Но, может быть, не так уж и страшен черт как его стеклят? Стекло же, к счастью, вполне прозрачно и приятно глазу. Вот если бы модным стал цемент или асфальт тогда, думаю, можно было бы начинать беспокоиться. Может быть, как раз стекло тот самый материал, который станет связующим между седой стариной и, иногда пугающей, современностью? Например, сегодня широко распространен весьма странный способ реконструкции для старинных зданий: их как бы накрывают стеклянным «колпаком». В отличие от зарубежных фильмов, наши «колпаки» реальны и выполняют весьма полезную функцию: таким образом получается как бы два здания в одном – тут вам и старое здание, и новое. Казалось бы обман зрения да и только. Но ведь вполне гармонично и эстетично у них получается.